+38(097)362-78-09

+38(044)483-31-93

+38(095)441-94-74

Менингиома

Головной мозг человека покрыт тремя оболочками:

• твердая мозговая оболочка (наружная),
  • арахноидальная оболочка (по середине),
  • мягкая мозговая оболочка (непосредственно прилегает к мозгу).

Менингиомы растут из арахноидальной оболочки (потому их предыдущее название «арахноэндотелиомы»).
Однозначная причина возникновения менингиом неизвестна. Существует несколько теорий возникновения этих опухолей:

• вирусная,
  • генетическая,
  • постлучевая,
  • гормональная и др.)

Однако споры в научном мире продолжаются.
Менингиомы чаще встречаются у женщин трудоспособного возраста (40-60 лет). Соотношение женщин к мужчинам 4:1.

Виды менингиом

менингиомыМенингиома изучена как в Украине, так и за рубежом. Менингиомы разделяют в зависимости от типа клеток (в англоязычной литературе используется термин «grade»):

• Grade I – это доброкачественные опухоли (приблизительно 90%), которые растут относительно медленно. Чем старше пациент, тем медленнее они растут.
  • Grade IІ – это, так называемые, атипические менингиомы (около 8-9%). Они отличаются более быстрым ростом и склонностью к инвазии, т.е. обрастанию важных сосудов, нервов и разрушению костей черепа.
  • Grade IІІ – это около 1% менингиом, которые называются анапластическими и относятся к злокачественным новообразованиям, которым, кроме хирургического лечения, необходима обязательная лучевая терапия.

Установление типа опухоли и степени ее злокачественности возможно исключительно непосредственным исследованием ткани опухоли, которая удалена хирургически (патогистологическое и иммуногистохимическое исследование). Все другие методы исследования нельзя считать достоверными.
Также менингиомы разделяют в зависимости от локализации, т.е. от области головы, где они находятся. Условно менингиомы можно разделить на:

• конвекситальные – те, которые прилегают к наружной поверхности головного мозга
  • базальные – это те, которые прилегают к нижней поверхности головного мозга и растут из основания черепа.

Более сложной в лечении является базальная менингиома головного мозга. Это обусловлено тем, что на основании черепа расположены жизненно важные сосуды (сонная артерия, основная артерия и их ветви), черепные нервы, а также на основании черепа располагается ствол головного мозга – это образование нервной системы, где расположены центры дыхания, кровообращения и т.д.
Также важным фактором является размер опухоли. Чем больше новообразование, тем тяжелее его хирургическое удаление. Особенно это касается базальных менингиом. Увеличиваясь в размере, опухоль начинает давить на ствол головного мозга, а потом смещать его, вызывая нарушение кровообращения в нем. Чем больше менингиома головного мозга, тем больше вероятность обрастания жизненно важных сосудов и черепных нервов.

менингиома

Симптомы менингиомы:

• Головная боль. Это наиболее частый симптом, она присутствует практически у всех пациентов. В связи с низкой медицинской культурой на этот симптом часто не обращают внимания и лечатся «народными средствами». Головная боль часто носит локальный характер – затылок, «давит на глаза» и т.д. Головная боль является неспецифическим симптомом, однако при его появлении в утренние часы на протяжении длительного времени, а особенно когда боль сопровождается тошнотой и рвотой, пациент ОБЯЗАН обратиться к врачу.
  • Головокружение. Также среди неспецифических симптомов необходимо отметить головокружение. Пациенты часто объясняют это «переутомлением» и «постоянными стрессами». Однако если появилось головокружение, которое не поддается «обычному» лечению также необходимо обратиться к специалисту.
  • нарушение зрения,
  • зрение «как в туннеле»,
  • косоглазие,
  • двоение,
  • перекос лица,
  • снижение слуха на одно или оба уха,
  • нарушение чувствительности,
  • шум в ушах,
  • боль в половине лица,
  • осиплость голоса или нарушение глотания,
  • судорожные припадки,
  • изменения голоса,
  • нарушения походки.

Сначала симптомы могут быть одиночными, а со временем прибавляются другие. Поскольку в большинстве случаев менингиомы — доброкачественные опухоли, они растут медленно, годами и, соответственно, симптомы нарастают так же медленно, до того периода, когда мозг больше не может компенсировать сдавление уже большой опухолью.

Как диагностируют менингиомы?

менингиомыЕсли у пациента появляются вышеперечисленные симптомы, то необходимо ОБЯЗАТЕЛЬНО ОБРАТИТЬСЯ к специалисту. Врач проводит неврологический осмотр и определяет вид обследования.
При современном развитии диагностики в Украине, обычно начинают с нейровизуализирующих методов обследования:

• компъютерная;
  • магнитно-резонансная томография (КТ или МРТ головного мезга).

Эти два обследования являются базовыми.
Интерпретацию полученных данных проводит ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО СПЕЦИАЛИСТ (рентгенолог не дает заключение по диагнозу, а только описывает найденные изменения). После полученных данных, врач самостоятельно определяет перечень дополнительных обследований:

• энцефалограмма,
  • допплерография,
  • необходимость введения контраста,
  • ангиография и т.д.

Назначения дополнительных методов обследования определяет только специалист. Самостоятельное дообследование часто приводит к использованию ненужных или малоинформативных методов.

Лечение менингиомы

После дообследования врач может предложить несколько вариантов лечения. Выбор метода лечения решается СОВМЕСТНО врачом и пациентом после объяснения пациенту перспектив развития заболевания и всех возможных для данной патологии существующих методов лечения.

• Наблюдение за опухолью. Учитывая, что менингиома является опухолью, нередко растет медленно, то у пациентов с отсутствием неврологической симптоматики, тяжелыми сопутствующими заболеваниями, при возрасте, допускается такой вариант.
  • Хирургическое лечение. В современном мире хирургическое лечение является самым распространенным и основным методом. Суть лечения заключается в непосредственном удалении всей или большей части опухоли и ее гистологическом исследовании. Основным принципом хирургического лечения является сохранение и улучшение качества жизни пациента, поэтому не всегда целесообразно полное удаление менингиомы.
    При планировании операции и во время вмешательства, хирург решает вопрос, что лучше для пациента — полное или частичное удаление с дополнением других методов лечения. Также на данный фактор влияет возраст больного, наличие у него сопутствующих заболеваний (сахарный диабет, перенесенный инсульт или инфаркт миокарда и др.), особенности расположения и роста менингиом с обрастанием жизненно важных структур головного мозга. Это, в свою очередь, обязывает использовать при хирургическом лечении микроскоп, ультразвуковой аспиратор, эндоскопическую технику, мониторинг черепных нервов и много других современных средств, которые стандартно применяются в нашей клинике.
  • Лучевые методы лечения — радиохирургия или радиотерапия, которые также проводятся в Институте нейрохирургии.

Радиохирургия, как основной метод лечения (с целью остановки роста опухоли, удаление при этом не происходит) может использоваться при менингиомах малого размера (до 25-30 мм), при наличии тяжелой сопутствующей патологии, что делает невозможным проведение открытого хирургического вмешательства или при отказе пациента от хирургического лечения. Часто радиохирургия дополняет хирургическое лечение — в случаях неполного удаления и продолженного роста опухоли.

Радиотерапия — очень редко применяется как единственный метод лечения. Чаще является дополнением хирургического лечения при атипичных и анапластических формах менингиом.

Восстановление после лечения менингиомы

В большинстве случаев, пребывание пациента с диагнозом «менингиома головного мозга» в нейрохирургическом стационаре занимает около 7-10 дней. В зависимости от расположения менингиомы, активизация пациента в кратчайшие допустимые сроки. Их врач определяет совместно с пациентом.

Касательно осложнений после проведения лечения, то наша клиника не использует таких слов как «гарантия» или «стопроцентный результат». Нейрохирургические операции являются одними из самих сложных в медицине, особенно при кранио-базальных опухолях, поэтому использование таких терминов мы считаем некорректным.
Полную информацию Вы получите при непосредственном общении с Вашим врачом.
Любой метод лечения имеет свои преимущества и недостатки. При обращении к нейрохирургу Вам обязательно детально пояснят все возможные варианты лечения, риски и возможные последствия.
В то же время, следует отметить, что наша клиника – единственная специализированная в Украине с 1988 года имеет огромный опыт работы и высокие результаты лечения.

Развернутую консультацию по поводу Вашего заболевания и ответы на все вопросы Вы можете получить в нашей клинике, которая уже 30 лет специализируется на лечении этой патологии и имеет наибольший опыт в Украине.