+38(097)362-78-09

+38(044)483-31-93

+38(095)441-94-74

Невралгия тройничного нерва

Хроническое заболевание Невралгия тройничного нерва характеризуется приступами мучительной боли в зоне иннервации ветвей тройничного нерва в районе: висков, глазнице, лба, верхней или нижней челюсти. К сожалению, заболевание встречается достаточно часто — в среднем 1 случай на 15 000 человек. Чаще всего этим заболеванием страдают женщины, которым больше 40 лет.

Невралгия тройничного нерва: лечение

Лечение данного заболевания начинается с приема медицинских препаратов, которые способны притупить боль. Большинству данное лечение длительное время помогает. Но, с течением временем, у части пациентов организм привыкает к медикаментам. Как итог, начинается снижение их эффективности, вплоть до полной потери эффекта. Достаточно часто появляются существенные нежелательные побочные эффекты. Для подобных случаев существуют более радикальные методики лечения.

Если же причиной болей в лице являются другие заболевания, то также необходимо лечение, направленное на основную причину.

Общепринятым мировым подходом является начало лечения с медикаментозной терапии с последующим проведением (при необходимости) реконструктивных вмешательств (микрососудистой декомпрессии корешка тройничного нерва), а при невозможности ее проведения или же неэффективности выполняются деструктивные (разрушающие нерв) вмешательства.

Медицинские препараты

Для лечения тригеминальной невралгии, Вам могут назначить лекарства, которые уменьшают или прекращают передачу болезненных сигналов, посылаемых в Ваш мозг.

• Антиконвульсанты. Обычно назначают карбамазепин (финлепсин), эффективность которого при лечении тригеминальной невралгии подтверждена. Другой антиконвульсант, который может применяться при данном состоянии — это окскарбазепин (Трилептал), топироматы (Топиромакс). Также могут применяться препараты других групп, такие как клоназепам, габапентин, прегабалин.
    Если препараты, которые Вы принимаете теряют свою эффективность, может потребоваться корректировка дозы или смена препарата, которую необходимо производить под контролем лечащего врача. Побочные эффекты могут включать в себя головокружение, заторможенность, сонливость, двоение в глазах и тошноту. Во время приема препаратов следует воздержаться от управления автомобилем и работы с механизмами, которая требует повышенного внимания или травмоопасна.
  • Спазмолитики. Препараты с мышечно-расслабляющим действием, такие как баклофен (Габлофен, Лиоресал) могут применяться самостоятельно или в комбинации с карбамазепином.
  • Антидепрессанты. В многие протоколы лечения хронических болевых синдромов входят препарат группы антидепрессантов (Амитриптилин, Флуоксетин (Прозак), Пароксетин), которые показали свою эффективность при правильном применении.

Способы ризотомии включают:

1. Инъекции глицерола (Глицероловые блокады). Во время данной процедуры игла проводится через лицо к отверстию на основании черепа, через которое затем игла вводится в тригеминальную цистерну, небольшую полость со спинномозговой жидкостью, которая окружает узел тройничного нерва — место, где нерв делится на три ветви — и часть его корешка. Затем доктор вводит небольшое количество стерильного глицерола, который повреждает тройничный нерв и прерывает проведение болевого импульса. Эта процедура обычно облегчает боль. Однако иногда боль, спустя некоторое время,возобновляется, а у многих пациентов сохраняется онемение лица или чувство покалывания.
    2. Баллонная компрессия. При баллонной компрессии, Ваш доктор вводит полую иглу через Ваше лицо в часть нерва, которая выходит на основании черепа. Затем он проводит через иглу тонкую гибкую трубку (катетер) с баллончиком на конце. Врач раздувает баллон с давлением, достаточным для повреждения тройничного нерва и блокировки болевых сигналов.
      Баллонная компрессия успешно облегчает боль у большинства пациентов, по крайней мере на какой-то период времени. Большинство пациентов после процедуры испытывают онемение лица, а у некоторых отмечается временная или постоянная слабость жевательных мышц.
    3. Радиочастотное температурное повреждение (деструкция). Процедура избирательно разрушает волокна нерва, связанные с болью. Методика проведения иглы к месту выхода нерва на основании черепа аналогична описанной выше. После расположения иглы через ее просвет проводится электрод, на который подается небольшой электрический ток. Во время процедуры Вас попросят сказать где и когда Вы почувствовали покалывание. Когда же нейрохирург определит часть нерва, вовлеченную в передачу болевых ощущений, электрод разогревается до тех пор, пока это не приводит к разрушению нервных волокон, что создает зону повреждения (деструкции). Если боль сохраняется, врач может создать дополнительные зоны деструкции. Радиочастотная термодеструкция обычно приводит к некоторому онемению лица после процедуры.
    4. Алкоголизация. Проведение блокады ветвей тройничного нерва в местах их выхода на лице с использованием раствора спирта, которые приводят к разрушению нервных волокон. Методика на сегодняшний день практически утратила свою актуальность ввиду низкой эффективности и высокого процента рецидивов и осложнений. Проведение алкоголизации может иметь смысл, как крайней меры, при невозможности выполнения иных методик.

Невралгия тройничного нерва: альтернативное лечение

Очень небольшое количество клинических испытаний было проведено по изучению эффективности альтернативных методов лечения невралгии тройничного нерва, так что убедительных доказательств пользы их применения нет. Однако, некоторые пациенты отмечают улучшение состояния при использовании этих методик. Как правило эффект отмечается при сочетании с традиционными методами лечения.

Альтернативные методики лечения невралгии включают:

— акупунктуру
    — витаминотерапию
    — рефлексотерапию
    — нутрициотерапию
    — электростимуляцию нервов
    При хронической боли, хорошо зарекомендовало себя включение в комплекс лечения психотерапевтических методик.
    Всегда необходимо проконсультироваться с Вашим врачом до того, как прибегать к альтернативному лечению, так как в противном случае Вы можете усугубить свое состояние.
    Развернутую консультацию по поводу Вашего заболевания и ответы на все вопросы Вы можете получить в нашей клинике, которая уже более 20 лет специализируется на лечении такого рода заболеваний и имеет наибольший опыт в Украине.

Задайте вопрос специалистам Клиники Субтенториальной нейрохирургии, заполнив поля ниже.